Автор Тема: Не с чистого листа – BMW R71  (Прочитано 5439 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

23 Февраля 2015, 16:14:26
Прочитано 5439 раз

Андрей003

  • *******
  • Information Оффлайн
  • Старожил
  • Сообщений: 5498
  • Репутация: 59
    • Просмотр профиля
  • Техника: Форд эксплорер2,газ 3102
История советской мотопромышленности – беспрерывная череда заимствований и копирований. Но в ряду «прототипов» есть машина, занимающая особое место, – BMW R71, «папа» нашего М-72.Как ни трудно это признавать, но советские «Днепры» и «Уралы», на которых выросло несколько поколений мотоциклистов, – лишь производные от легендарного М-72 начала 40-х, а он, в свою очередь, – точная копия «вермахтовского» BMW R71 образца 1938 года. Почему же для основного боевого и впоследствии гражданского мотоцикла наши конструкторы выбрали модель, которую сами немцы сочли бесперспективной? Попробуем разобраться, благо у нас под рукой оказался «объект для исследований» – «эр семьдесят первый»
Находка этого мотоцикла, безусловно, – большая удача. Выпускался он лишь до 1941 года, а тираж его по меркам Вермахта был чрезвычайно скромен – не более 3500 экземпляров. «В живых» остались единицы! Между тем, как раз скорый отказ немецкой армии от этой модели породил ворох легенд о причинах внимания к нему советских инженеров. По первой версии, выпуск в СССР М-72 не стал для немцев неожиданностью: о его постройке они якобы догадывались еще до начала серийного производства своего R71. Предположение, очень похожее на миф, гласит, что из пяти отправленных для горных испытаний в Швейцарию BMW обратно вернулись лишь три. Два других бесследно исчезли – наверняка не без помощи советских спецслужб. Вторая версия прозаичней. Но и она, имеющая гораздо больше шансов быть верной, скорее всего, – вымысел. По ней на состоявшемся в 1940 году заседании Главного бронетанкового управления рассматривался вопрос о постановке на конвейер простого и подходящего для наших условий мотоцикла, который смог бы стать основой мотокавалерийских частей. Представители отечественных заводов помимо импортной техники привезли, естественно, и свою продукцию. Вот только и ТИЗ-АМ-600, и ПМЗ А-750 – единственные в СССР на тот момент тяжелые мотоциклы – не были отечественными разработками.
Конструируя первый, инженеры «пристально оглядывались» на английский BSA. А создавая второй, заимствовали экипажную часть BMW, тогда как двигатель и коробка передач конструктивно напоминали агрегаты Indian и Harley-Davidson. Парадоксально, однако ни тот, ни другой, уже будучи принятыми на вооружение, военных не устраивали (ПМЗ с капризной V-образной «двойкой» даже прославился в народном фольклоре: «Попробуй меня заведи» – так расшифровывали его аббревиатуру). И тогда кто-то из высоких армейских чинов задал вполне конкретный вопрос: на чем в победном марше по Европе движется Вермахт? Ответом, как вы понимаете, стал «BMW R71». Но могли ли наши специалисты не знать, что в Германии основной на вооружение давно уже принята другая модель BMW – R12? Вероятней всего, выбирая из импортных мотоциклов тот, который подошел бы для серийного выпуска отечественной промышленностью, советские конструкторы оперировали представлениями о надежности, неприхотливости, дешевизне массового производства и, в первую очередь, возможности последующей модернизации. Ну а рассматривали, разумеется, только военную технику (надо полагать, с получением документации проблем не существовало; помогал и обмен опытом между Германией и СССР, и, наверняка, спецслужбы).
BMW R71 был создан в рамках серии из четырех моделей – в нее входили также очень схожие конструктивно R51, R61 и R66. Но «призвали» лишь «семьдесят первый». Причем из тяжелых армейских мотоциклов у него были конкуренты – вышеупомянутый R12 и Zundapp K800W. Глядя на восстановленный Михаилом Шестаковым экземпляр и сравнивая его с аналогами, можно понять, чем руководствовались немецкие военные и какие задачи ставили перед машиной их советские коллеги. BMW R71 уже имеет многие атрибуты современного мотоцикла. На нем, в отличие от оппонентов, появилась задняя свечная подвеска. Передняя телескопическая вилка стала совершеннее, чем такой же узел у R12 и тем более сложная рычажная конструкция Zundapp. 750‑кубовый оппозитный двигатель R71 благодаря индивидуальным для каждого цилиндра карбюраторам был чуть мощнее: 22 силы против 18 «лошадок» у R12 и 20 у Zundapp K800 (но четырехцилиндровый оппозит последнего дороже в производстве). А основным ноу‑хау стал отказ от штампованной рамы, – ее изготовили из цельнотянутых труб с переменным и эллипсоидным сечением. Так удалось снизить массу конструкции и сделать ее значительно жестче на кручение. Судя по всему, эти недешевые в производстве элементы и оттолкнули заказчиков Вермахта от дальнейшего производства R71 в пользу бюджетного R12 (хотя среди немецкой военной колесной и гусеничной техники большинство как раз обратных примеров). В Советском Союзе, очевидно, рассуждали иначе, склоняясь к копированию более современной модели для будущего ее совершенствования и длительного производства.
Впрочем, чуть позже, в 1942‑43 годах, в СССР пытались серийно освоить другой мотоцикл – нечто подобное Zundapp KS750 и BMW R75 Sahara с приводом на колесо коляски, понижающим рядом и принудительной блокировкой межколесного дифференциала. На это указывает любопытный опытный образец, созданный на Тюменском мотоциклетном заводе в двух экземплярах, один из которых выставлен в Москве, в Политехническом музее – ТМЗ‑53. Двигатель у него – отечественного производства (причем рабочим объемом в литр), рама очень напоминает конструкцию R75, а трансмиссия, судя по всему, и вовсе целиком досталась от BMW. К сожалению, приходится признать, что наш производственный потенциал не смог справиться с массовым выпуском такой сложной техники. Неизвестно, смогли ли воссоздать редуктор и внутренности оригинальной коробки передач с демультипликатором, но технологию высокоточного литья их алюминиевых корпусов так и не освоили (кстати, в Германии с 1943 года, когда «крылатый металл» стал дефицитом, картеры отливали даже из чугуна!).
В данном случае восстановлению помог М-72, еще не ставший коллекционной редкостью. От него без каких-либо переделок заимствована верхняя траверса передней вилки и поршневая группа, что подтверждает: «семьдесят первый» копировали предельно точно. Вольности позволили разве что с топливным баком, чей объем вырос с 14 литров до 22, и с рамой, которую перекроили якобы ради ее усиления. Но, скорее всего, объяснение опять же – в области отечественных технологий: эллипсоидные с переменным сечением трубы оказались для нашей промышленности так и не взятой высотой. В итоге вместе с 8 литрами топлива масса М-72 из-за лишнего металла (в том числе в виде косынок на раме и редукторе) увеличилась на 33 кг! Хотя первой модернизации подвергся даже не сам мотоцикл, а его немецкая техдокументация, которая «переписывалась» ради уменьшения прецизионности изготовления разного рода навески – крыльев, седел, ручек… Слишком высока и непонятна для советских инженеров была немецкая точность производства «мелочевки».
С тех пор М-72 не раз подвергался доводке. Появилось двухдисковое сцепление вместо однодискового. Изменилось передаточное отношение редуктора и конструкция ряда узлов, в частности, крепление колеса коляски. Любопытно, что «семьдесят первый» выбрали в том числе и за «колясочную ориентацию» – его двигатель в сравнении с аналогами обладал хорошей тяговитостью на низких оборотах. И наш «семьдесят второй» по большей части поставлялся в армию как раз в трехместном варианте. Так вот, если у R71 с консольной подвеской колеса коляски проблем не возникало, то у М-72 его ось ломалась часто. Впрочем, это лишь единичное исключение. Несмотря на характерную небрежность изготовления,отечественный мотоцикл перенял все лучшие черты своего германского образца. А уж насколько был достойным этот легендарный предок, можно оценить по снимкам. Вклад же R71 в советскую и российскую мотопромышленность трудно переоценить, как и роль его потомка – М-72.
« Последнее редактирование: 23 Февраля 2015, 16:23:55 от Андрей003 »

23 Февраля 2015, 16:24:47
Ответ #1

Андрей003

  • *******
  • Information Оффлайн
  • Старожил
  • Сообщений: 5498
  • Репутация: 59
    • Просмотр профиля
  • Техника: Форд эксплорер2,газ 3102
R71

« Последнее редактирование: 23 Февраля 2015, 16:31:05 от Андрей003 »

23 Февраля 2015, 16:27:59
Ответ #2

Андрей003

  • *******
  • Information Оффлайн
  • Старожил
  • Сообщений: 5498
  • Репутация: 59
    • Просмотр профиля
  • Техника: Форд эксплорер2,газ 3102
Прошу извинить,было много фотографий,но  вставлять в статью между абзацами, у меня не получается.Поэтому получилось не очень то..

23 Февраля 2015, 16:33:25
Ответ #3

Андрей003

  • *******
  • Information Оффлайн
  • Старожил
  • Сообщений: 5498
  • Репутация: 59
    • Просмотр профиля
  • Техника: Форд эксплорер2,газ 3102
еще


04 Марта 2015, 23:36:35
Ответ #4

ромаха 171

  • ***
  • Information Оффлайн
  • Техник
  • Сообщений: 419
  • Репутация: 7
  • старый добрый урал..
    • Просмотр профиля
интересно . с удовольствием прочёл.

05 Марта 2015, 01:07:05
Ответ #5

родственник

  • ******
  • Information Оффлайн
  • Коренной житель.
  • Сообщений: 1680
  • Репутация: 20
    • Просмотр профиля
  • Техника: КМЗ-8.157-01 (одиночка)

15 Марта 2015, 18:39:12
Ответ #6

istorik

  • ****
  • Information Оффлайн
  • Инженер
  • Сообщений: 668
  • Репутация: 16
    • Просмотр профиля
  • Техника: Днепр 11 (Черный) Днепр 11 (Белый)
Интересная модификация 71-го



15 Марта 2015, 22:01:32
Ответ #7

Desutorakuta

  • ********
  • Information Оффлайн
  • Пользователь
  • Глобальный модератор
  • Сообщений: 232
  • Репутация: 6
  • Sturmbannführer
    • Просмотр профиля
  • Техника: Контструктор из МТ-10 и МТ-11
Эта штука была изготовлена в единственном экземпляре. Она не способна поворачивать =)

15 Марта 2015, 22:10:21
Ответ #8

BOSS

  • ********
  • Information Оффлайн
  • Старожил
  • Администратор
  • Сообщений: 4396
  • Репутация: 40
  • Урал М66, Урал ИМЗ 8.103-40.
    • Просмотр профиля
  • Техника: Урал М66, Урал ИМЗ 8.103-40.
Зачем она тогда нужна)

15 Марта 2015, 22:15:42
Ответ #9

Desutorakuta

  • ********
  • Information Оффлайн
  • Пользователь
  • Глобальный модератор
  • Сообщений: 232
  • Репутация: 6
  • Sturmbannführer
    • Просмотр профиля
  • Техника: Контструктор из МТ-10 и МТ-11
Для красоты же! Смотри какая красота =D

18 Октября 2016, 12:27:33
Ответ #10

istorik

  • ****
  • Information Оффлайн
  • Инженер
  • Сообщений: 668
  • Репутация: 16
    • Просмотр профиля
  • Техника: Днепр 11 (Черный) Днепр 11 (Белый)
Потомок - BMWR100RS SIDECAR. 1995 год.









18 Октября 2016, 16:40:22
Ответ #11

medveda

  • ****
  • Information Оффлайн
  • Инженер
  • Сообщений: 600
  • Репутация: 30
  • БУХАРИК и Мозгоёбатель
    • Просмотр профиля
  • Техника: БМВы1200с.уралы и днепры .м72